Скоро 1 九月. За школьные парты хотят (и должны) пойти не только обычные, но и особенные мальчики и девочки.
Доступ к образованию в обычных школах для детей закрепили в федеральном Законе «Об образовании в РФ» только в 2012 年. Теоретически любой ребёнок-инвалид вправе учиться, 例如, в школе по месту жительства, но на практике это не всегда возможно. Более того – сами родители иногда предпочитают отдавать особенных дочерей и сыновей в коррекционные учебные заведения.
«Для таких детей, как наши, 当然,, лучше и комфортнее учиться в коррекционных школах, – уверена мама ребёнка с синдромом Дауна Светлана Скоропостижная. – Ранее они назывались школами восьмого вида для детей с умственной отсталостью. Хотя успешный опыт обучения «солнечных» детей в обычных школах в других регионах, насколько я знаю, есть. Но здесь всё зависит не только от умственных способностей ребёнка, но и от его психологической устойчивости. В обычной школе в классах больше учеников, быстрее темпы обучения и сама школьная жизнь. Мой сын Андрей, 例如, не смог учиться в коррекционной школе, где класс рассчитан на 12 учеников. Пришлось перевести его в класс на пять обучающихся. И такое решение оправданно: разве может ребёнок нормально усваивать школьную программу, если он в постоянном стрессе от окружающей обстановки?».
Сейчас инклюзивное образование активно пропагандируют, и многие родители во что бы то ни стало стремятся отдать особенных детей в обычные школы. Но на деле, считает Светлана Скоропостижная, главную роль должны играть не личные амбиции мам и пап, а психологический комфорт ребёнка, его реальные возможности и потребности.
Специализированные школы-интернаты – лучший путь социализации и для слепоглухих детей. Однако чтобы максимально подготовить ребёнка даже к такой щадящей форме обучения, родителям придётся потратить немало времени и денег.
“很遗憾, создавать возможности для развития ребёнка мы зачастую должны сами, – говорит мама 8-летнего слепоглухого Пети Юлия Кремнева. – Дополнительно оплачивать занятия с логопедами, психологами, массажистами… Тот же Сергиево-Посадский дом-интернат слепоглухих для детей и молодых инвалидов, куда едут учиться дети из нашего региона, относится к Министерству труда и социальной защиты РФ, и там нет такой насыщенной образовательной программы, как хотелось бы».
А вот нижегородка Татьяна Фалина намеренно выбрала для приёмной дочери, 13-летней Алёны, путь инклюзивного образования, хотя местами он оказался весьма тернистым. У Алёны нелёгкая судьба: когда девочке не было года, в комнате, где малышка была одна, начался пожар. Алёна сильно обгорела, потеряла обе ручки. Её родная мать выпивала и часто уходила из дома. В семь лет ребёнок попал в детский дом. Фалины усыновили Алёну, когда та заканчивала четвёртый класс. У девочки были отставания в развитии, но приёмная мама Татьяна понимала: ребёнок отправляется в семью, где с ним будут заниматься индивидуально, а значит, возможность наверстать упущенное есть.
«Обычная практика такова, что ребёнок-инвалид, как и обычные дети, должен учиться по месту жительства, – рассказала Татьяна Фалина. – Школа рядом с домом взять такого ученика обязана, а вот учебные заведения в других районах вправе подумать. Мы столкнулись с тем, что думают они крепко и с распростёртыми объятиями такого ученика не ждут. Где-то нам говорили, что нет мест, где-то признавались, что не «потянут» такого ребёнка – нет специалистов. Приняли только в школу №3 в Нижегородском районе».
Татьяна не просто отдала Алёну в школу, но и многое сделала, чтобы подготовить преподавателей и будущих одноклассников девочки к её приходу в коллектив.
«Я лично встречалась с каждым учителем, рассказывала об особенностях Алёны: 例如, в каком случае надо срочно жаловаться мне и на какие моменты надо просто закрыть глаза. По итогам первого учебного года учителя наработали свою практику общения с ребёнком. 除了, я поговорила с одноклассниками Алёны, рассказала её непростую историю. Дети лояльно восприняли нашу приёмную дочь. Мы точно не прогадали, отдав ребёнка в обычную школу».
Татьяна говорит, что девочка с удовольствием ходит в школу, хотя её больше привлекает возможность общаться со сверстниками, чем учебный процесс. Опыт общения с подростками даже сподвиг Татьяну Фалину вместе с родной дочерью Светланой, будущим дефектологом, организовать цикл лекций для школьников о том, как воспринимать ребёнка-инвалида.
«Многие родители боятся ранить особенного ребёнка тем, что сверстники в школе его не примут, – делится впечатлениями Светлана Фалина . – Мы же увидели у ребят живой интерес к теме. Они готовы принять детей с особенностями в свой круг общения. Здоровым детям не надо преподносить мир инвалидов с позиции жалости – им надо объяснить, что это другая реальность, в которой есть своя жизнь, иногда даже более духовно насыщенная, чем мир здоровых людей. Это залог, что в будущем мы получим толерантное общество свободных от предрассудков людей».
Право выбора. Иногда школа не просто даёт знания – она помогает всестороннему развитию ребёнка-инвалида. «В принципе, инклюзивное образование в Нижнем Новгороде развивается, и есть школы, доступные для обучения инвалидов – с пандусами, расширенными дверными проёмами. 不幸, есть проблемы со специалистами, способными заниматься с детьми-инвалидами,- рассказывает председатель Нижегородской региональной общественной организации «Invatur» Андрей Буланов. – Я сторонник того, что выбор должен быть всегда, и за родителями в любом случае должно оставаться право отдать ребёнка в коррекционную школу или в общеобразовательную. Если ребёнок-инвалид «потянет» обучение в обычной школе, такую возможность нельзя упускать. А чрезмерная опека может сослужить плохую службу, лишая возможности социализации. Обычная школа – для инвалидов часто шанс завести друзей среди здоровых людей и затем более свободно выбирать профессию, жизненные цели».