Обсуждаются изменения, вносимые в Свод правил СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001.
В существующей редакции п.7.1.6 звучит так:
7.1.6. Ширину полотна входной двери в квартиру и балконной двери принимать не менее 0,9 м.
Ширину полотна дверного проема в санитарно-гигиенических помещениях жилых домов и ширину межкомнатных дверей в квартире следует принимать не менее 0,8 м.
Предлагается
7.1.6. Ширину полотна входной двери в квартиру принимать не менее 0,9 м.
Ширину полотна дверного проема в санитарно-гигиенических помещениях и ширину межкомнатных дверей в квартирах для инвалидов на кресле-коляске следует принимать не менее 0,8 м.
Нами направлено обращение на имя Министра строительства Российской Федерации о том, что данные изменения как противоречат Конвенции о правах инвалидов и федеральному законодательству.
1) В настоящее время актуальной является проблема обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию после 01.07.2016 года.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 14.11.2016 г. № 798/пр утвержден Свод правил СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001.
В соответствии с Перечнем национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 г. № 985 (вступает в силу 01.08.2020 г.) применению на обязательной основе подлежит, в том числе раздел 7 (кроме абзацев второго и третьего пункта 7.1.7, абзаца второго пункта 7.2.2) Свода правил СП 59.13330.2016.
В соответствии с проектом Изменений № 1 к СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» предлагается внести изменения, в том числе в раздел 7 Свода правил СП 59.13330.2016, а именно в пункт 7.1.6.
Анализируя предложенные изменения, следует сделать вывод, что они сводятся к тому, чтобы среди всех жилых помещений (жилищного фонда) выделить отдельную группу жилых помещений «для инвалидов на кресле-коляске» и исключительно к ним применять правила об обеспечении доступности, игнорируя при этом императивные нормы права об обеспечении доступности всех без исключения объектов жилищного фонда (жилых помещений).
Считаем, что предложенные изменения противоречат Конвенции о правах инвалидов и действующему федеральному законодательству.
2) Ратифицированная Российской Федерацией и являющаяся составной частью ее правовой системы в силу статьи 15 Конституции Российской Федерации Конвенция о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года) признает за инвалидами право на достаточный жизненный уровень и социальную защиту, а также возлагает на государство обязанность по обеспечению таким лицам возможности полноценного осуществления всех прав человека и основных свобод наравне с другими.
Согласно ч. 2 и 3 ст. 5 Конвенции государства-участники запрещают любую дискриминацию по признаку инвалидности и гарантируют инвалидам равную и эффективную правовую защиту от дискриминации на любой почве.
Дискриминация по признаку инвалидности означает любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью или результатом которого является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области. Она включает все формы дискриминации, в том числе отказ в разумном приспособлении (ст. 2 Конвенции).
Несоблюдение при проектировании и строительстве многоквартирных домов требований об обеспечении инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) условий для беспрепятственного использования всего жилищного фонда (всех жилых помещений) является нарушением действующего законодательства, а также представляет собой дискриминацию по признаку инвалидности, в частности дискриминацию инвалидов, использующих кресла-коляски.
В соответствии со ст. 19 Конвенции Государства — участники настоящей Конвенции признают равное право всех инвалидов жить в обычных местах проживания, при равных с другими людьми вариантах выбора, и принимают эффективные и надлежащие меры для того, чтобы содействовать полной реализации инвалидами этого права и их полному включению и вовлечению в местное сообщество, в том числе обеспечивая, чтобы:
- a) инвалиды имели возможность выбирать наравне с другими людьми свое место жительства и то, где и с кем проживать,и не были обязаны проживать в каких-то определенных жилищных условиях.
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Таким образом, предложенные изменения противоречат Конвенции о правах инвалидов и не могут быть приняты.
3) Из содержания ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» следует, что планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Закрепляющие названные обязанности положения ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ носят общий характер, конкретизация данных положений, в частности в законодательстве о градостроительной деятельности, техническом регулировании, определяет деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных организаций в указанной сфере. Одним из средств конкретизации указанных положений закона является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений – объектов социального и иного назначения, которое вытекает из положений Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 48, 51) и Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (статьи 3, 8, 12, 15, 30).
В соответствии с указанными положениями ГрК РФ и Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ проектная документация должна содержать исчерпывающие архитектурные, функционально-технологические, конструктивные, инженерно-технические решения и мероприятия, направленные на обеспечение соблюдения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов жилищного фонда (жилых помещений в многоквартирных домах).
Согласно ч. 1 ст. 19 ЖК РФ жилищный фонд – это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ).
К жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната (ч. 1 ст. 16 ЖК РФ).
Следовательно, при проектировании и строительстве жилого здания в обязательном порядке должны быть обеспечены условия для жизнедеятельности маломобильных групп населения, доступность участка, здания и жилых помещений для всех категорий инвалидов, в том числе пользующихся креслами-колясками.
Таким образом, предложенные изменения противоречат федеральному законодательству и не могут быть приняты.
НРООИ «Инватур» реализует проект «Доступная среда — свобода передвижения», поддержанный Фондом президентских грантов.