Готова ли высшая школа страны к обучению молодых людей с инвалидностью, какие основные трудности возникают у таких студентов в процессе учёбы – эти и многие другие вопросы, касающиеся получения людьми с ограниченными возможностями полноценных дипломов, обсуждались на февральском вебинаре (интернет-конференции), организованном сотрудниками Московского городского психолого-педагогического университета. В Нижнем Новгороде в этом плане есть свой положительный опыт, которым наши вузы всегда готовы поделиться с коллегами.
Центр для незрячих и слабослышащих студентов
Студенты-инвалиды есть во многих нижегородских вузах. В числе лидеров по этому показателю Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского. На сегодняшний день здесь обучается свыше 60 студентов с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата либо других особенностей состояния здоровья, и почти четверть из них – первокурсники. Популярностью у этой категории студентов пользуются социальные факультеты, несколько слабослышащих учатся на факультете ФКС, а с появлением института реабилитации человека вызывает интерес направление «Адаптивная физическая культура».
Хорошим помощником для инвалидов по зрению в освоении программ высшего образования является Тифлоинформационный центр, организованный почти 20 лет назад. В своё время с инициативой создания первого в России специализированного университетского компьютерного центра для людей с глубоким нарушением зрения выступил нижегородский областной центр социально-трудовой и психологической реабилитации инвалидов по зрению «Камерата». Руководство ННГУ поддержало и значительно расширило первоначальный замысел. И теперь «Тифлоинформационный центр ННГУ» не ограничивается рамками одного вуза – он может оказывать поддержку всем незрячим и слабовидящим студентам и аспирантам, обучающимся в вузах и сузах Нижнего Новгорода.
– Сегодня в ННГУ родилась инициатива появления сурдоцентра, для создания комфортных условия обучения студентов с нарушениями слуха или полной его потерей. Перспективным партнером нашего вуза в этой работе станет МГТУ имени Н. Э. Баумана, – рассказал руководитель ресурсного центра инклюзивного образования ННГУ Александр Сурин. – Соответственно теперь стоит задача обеспечить комфортные условия для студентов-инвалидов, обучающихся в университете на разных факультетах.
Принимая на обучение инвалидов, высшие учебные заведения вынуждены заботиться о создании для них доступной среды. Процесс это непростой и трудоемкий.
– Практически все вузы Нижнего Новгорода расположены в зданиях старой постройки, поэтому с созданием доступной среды ситуация сложная, – констатирует Андрей Буланов, председатель нижегородской региональной общественной организации культурной, социально-трудовой реабилитации инвалидов опорников и колясочников «Инватур». – При реконструкции и строительстве новых вузовских корпусов эти вопросы учитываются насколько возможно.
– Работа ННГУ в этом направлении также ведётся. Профильными службами университета разработаны проекты переоборудования старых корпусов для создания в них доступной среды, в частности туалетных комнат, входных групп и пандусов. Это уже определённый шаг вперёд, несмотря на непростые технические особенности корпусов, многие из которых были построены более пятидесяти лет назад, – дополнил Александр Сурин.
Заполнить бланк и отправить заявку
Если инвалид обучается не дистанционно, то перед ним встает ещё одна острая проблема – как добраться до вуза. Андрей Буланов вспоминает, как колясочница Елена Воронова, будучи студенткой ННГУ, на общественном транспорте преодолевала расстояние от Южного шоссе, где живёт, до Большой Покровской. Низкопольного транспорта в городе мало, и, чтобы попасть на занятия, Елене приходилось на морозе около часа ждать своего автобуса.
Нынешним студентам-инвалидам повезло намного больше.
– Не так давно университет приобрёл специальный автомобиль, оснащённый подъёмным устройством, на котором наши маломобильные студенты могут добраться от дома до места учёбы в пределах Нижнего Новгорода и близлежащих к нему населённых пунктов, – сообщил Александр Сурин. –Для этого на сайте ресурсного центра ННГУ (www.inva.unn.ru) надо найти бланк заявки, заполнить его и отправить на электронную почту по адресу rcie@bk.ru. Услуга эта бесплатная.
Речь не о льготах, а об особых правах
Понятно, что молодым людям с инвалидностью, решившим, несмотря ни на что, получить высшее образование, легко не будет. И для тех, кого не напугали возможные трудности, кто решил попытать счастья в этом году в качестве абитуриента одного из нижегородских вузов, несколько практических советов от юриста НРООИ «Инватур» Дмитрия Балыкина. Кстати, он сам незрячий, окончил юрфак ННГУ с красным дипломом!
Как отмечает Дмитрий, согласно статье 71 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» при приеме на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата и программам специалитета граждане с инвалидностью могут воспользоваться, в частности, правом на приём на так называемые бюджетные места в пределах установленной квоты:
– Такое право имеют дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, которым согласно заключению федерального учреждения медико-санитарной экспертизы (МСЭ) не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях.
По словам юриста, ежегодно образовательной организацией устанавливается квота приёма инвалидов на бюджетные места в размере не менее чем 10 процентов от общего объёма контрольных цифр приёма граждан, обучающихся за счёт бюджетных ассигнований – федеральных, региональных и местных.
Нина ШУМИЛОВА