Меню Закрыть

Инклюзивные программы в музеях США: технологии как залог доступа

Американские музеи не рассматривают возможность игнорировать статистику. По данным переписи 2010 года, 56,7 миллионов американских граждан (18,7 % населения) имеют степень инвалидности. С учётом таких факторов, как старение населения и прогрессирующее распространение некоторых видов болезней, связанных с умственной отсталостью, этот процент, к сожалению, будет только расти, уверены в чикагской некоммерческой организации Open Doors (букв. «Открытые двери»). Именно поэтому в культурных организациях Соединённых Штатов инклюзивные программы приобретают всё большее распространение.

В Metropolitan Museum of Art (Метрополитэн, Нью-Йорк) в течение многих лет работает специальная программа для людей с ограниченными возможностями, с каждым годом предлагающая всё больше возможностей посетителям. Порой кажется, что для взаимодействия с тем или иным экспонатом необходимо обладать всеми органами чувств – МЕТ успешно доказывает несостоятельность этого утверждения.

Инклюзивные программы в музеях США: технологии как залог доступа

Проект под названием “Seeing Through Drawing” (букв. «Глядя через рисунок») — это уроки рисования для людей с частичной или полной потерей зрения. В октябре 2013 года из работ его участников была организована выставка. Авторы представили свои собственные произведения, созданные под впечатлением от экспонатов музея, которые организаторы проекта не только подробным образом своим подопечным описали, но даже дали изучить наощупь. В одной из галерей музея проводится экскурсионный тур на языке жестов. Периодически по пятницам «мультисенсорные станции» приглашают всех гостей музея исследовать экспонаты через запах, звук и музыку, осязание, вербальные описания. Очевидно, подобный опыт особенно релевантен посетителям с особыми потребностями. МЕТ, пожалуй, был одним из первых американских музеев, обративших внимание на интеграцию посетителей с ограниченными возможностями в свои программы. Первое кресло-каталка появилось в музее ещё в 1906 году, а в 1913 стартовали первые программы для слепых детей. Век спустя опции для людей со специальными потребностями доступны в МЕТ на постоянной основе.

The Smithsonian Institution был первопроходцем в другой области — разработанные специалистами музея экспозиционные принципы и сегодня используются музеями по всему миру. Первые шаги, сделанные на пути к преодолению барьеров во взаимодействии с «особыми» посетителями, были с технической точки зрения элементарными, однако совсем не маловажными; примером может служить такая бесхитростная инновация, как размещение видео-экранов и ряда экспонатов на такой высоте, чтобы они были видны инвалидам-колясочникам.

Новая программа для детей с когнитивными расстройствами и склонностью к аутизму позволяет семьям прибыть в большинство музеев, входящих в Смитсониан, ещё до открытия и начать знакомство с экспозицией в отсутствие других посетителей. Задействовав широкие возможности краудсорсинга, в прошлом году Смитсониан предложил своим посетителям поспособствовать реализации проекта по созданию аудио-описаний своей экспозиции, включающей без малого 137 миллионов объектов. Подобные начинания хороши не только своей эффективностью, но и тем, что с их помощью вокруг музейной деятельности образовывается сообщество.

Фото: © Whitney Museum of American Art.

В Museum of Fine Arts, Boston (Музей изобразительный искусств в Бостоне) недавно открылось крыло «Искусства Америки», и специально под него было разработано приложение для мобильных устройств. Дизайн приложения простроен таким образом, что его контент доступен в равной степени всем посетителям музея — вне зависимости от состояния их здоровья.

Whitney Museum of American Art (Уитни, Нью-Йорк) недавно представил проект видео-туров по музею на американском языке жестов. Влоги (или, иначе говоря, видео-блоги) предлагают пользователям как озвученный английский текст, так и его аналог на языке жестов — таким образом, один и тот же контент предлагается посетителям с разными слуховыми возможностями.

Инклюзивные программы в музеях США: технологии как залог доступа

Мобильное приложение, выпущенное для посетителей Guggenheim Museum (Музей Гуггенхайма), также предлагает вербальные описания экспозиции; его дизайн предполагает возможность исключительно сенсорного управления.

Особенно востребованы навигационные системы и программы, которые позволяют инвалиду ориентироваться в здании музея и его экспозиции самостоятельно — например, программа под названием ByteLight, в которой навигация построена через взаимодействие смартфона со светодиодными фонарями, расположенными в помещении. Программа в ближайшие месяцы будет опробована в Museum of Science, Boston (Музей Науки в Бостоне), где в тестовом режиме ее использование началось в первых числах января.

Art Institute of Chicago (Чикагский институт искусств) с недавних пор предлагает своим посетителям копии экспонатов, изготовленные при помощи 3D-принтера, используя которые можно наощупь изучить их текстуру, масштаб и другие сенсорные характеристики, недоступные при визуальном изучении.

Влог Музея Уитни. Фото: © Whitney Museum of American Art.

Опции для special needs предлагают не только такие гигантские организации, как МЕТ или Смитсониан, но и небольшие музеи. Norton Museum of Art (Музей искусств Нортона, Западный Палм Бич) прошлым летом запустил специальную программу, предназначенную для людей с психическими нарушениями и зависимостью от веществ. В North Carolina Museum of Art (Музей Искусств Северной Каролины) пристально следят за тем, чтобы крупные обновления экспозиции (как, например, недавно привезённые туда роденовские скульптуры) сразу же были включены в сенсорный гид. В Samuel P. Harn Museum of Art (Музей Искусств Сэмьюэла Пи Харна при Университете Флориды) действуют программы за пределами музейной площадки — для пенсионеров и инвалидов, которые не могут позволить себе самостоятельное посещение.

Выставки и перфомансы, которым необходима поддержка или консультация для того, чтобы сделать свой контент доступным каждому, могут обратиться в Leadership Exchange in Arts and Disability при John F. Kennedy Center for the Performing Arts (Центр Исполнительских Искусств Джона Ф. Кеннеди, Вашингтон), где оказывают помощь любым организациям в сфере культуры, которые стремятся быть доступными для всех.

Перечисленными программами работа по включению в жизнь музеев людей со специальными потребностями, конечно же, не ограничивается. Мы привели в пример лишь несколько новых инициатив в этой области. В соответствии с федеральным законодательством, музеи обязаны обеспечить доступ граждан всех категорий к своим коллекциям, и нельзя не отметить, что музеи не только не избегают этой обязанности, но зачастую делают намного больше, чем предписано законом.

Инклюзивные программы в музеях США: технологии как залог доступа
Об авторе

Окончила Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» по специальности «Политология». В настоящее время продолжает обучение в Московском колледже импровизационной музыки, блоггер, работает в культурных организациях.

По материалам сайта mart-museum.ru
Яндекс.Метрика