Официальный сайт НРООИ "Инватур" (831) 227-01-23 invatur@list.ru

Игровая реабилитация

Для обеспечения охраны здоровья инвалидов требуется решение многих проблем общегосударственного и медико-социального характера. При этом, государство формирует и развивает социально-экономическую политику поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от уровня своего экономического развития, приоритетов, отношения остальных граждан к проблеме инвалидности и экономических возможностей самих инвалидов.

В Нижегородской области проживают более 350 тысяч людей с ограниченными возможностями здоровья. Из них почти 9 тысяч — это дети до 18 лет. Оказание медико-социальной, психолого-педагогической помощи детям-инвалидам является одной из приоритетных задач социальной политики в регионе.

Особое внимание специалистов уделяется проблеме социальной адаптации и реабилитации лиц с ограниченными возможностями средствами физкультуры и спорта. Физкультурная деятельность открывает реальные возможности и перспективы для решения задач нравственного, социально-культурного и эстетического воспитания, как здоровых детей, так и с различными отклонениями в состоянии здоровья.

Использование физических упражнений, подвижных игр, игротерапии, арт-терапии, различных психотехник для детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью является не только средством устранения недостатков в двигательной сфере, но и полноценного физического развития, укрепления здоровья, адаптации в социуме.

Наряду с применением общеизвестных и эффективных средств адаптивной физкультуры, в современных условиях технологизации и информатизации образовательного пространства со стороны отечественных и зарубежных исследователей все больше возрастает интерес к поиску новых педагогических технологий, связанных с компьютерными играми. По мнению многих специалистов, использование игровых тренажеров в педагогическом процессе является увлекательным и полезным для детей с отклонениями в развитии. С их помощью становится возможным создание различных «искусственных сред и пространств» с регулируемыми параметрами для решения учебно-воспитательных и реабилитационных задач, а также для более полного развития и реализации интеллектуального и физического потенциала, заложенного в человеке.

На наш взгляд, ускорение процессов социальной адаптации и реабилитации детей данной категории может быть обеспечено при условии обоснования и использования педагогических технологий адаптивной физкультуры с применением методик инновационных характера, к которым мы относим занятия детей при помощи игровой консоли Wii. Отличительной чертой консоли является наличие уникальных беспроводных контроллеров, реагирующих на движения игрока. Сам контроллер может комбинироваться со многими выпущенными специально для консоли аксессуарами (рули, мячи, клюшки, ракетки, кии, удочки и т.д.) чтобы сделать процесс игры более интересным.

Цель исследования: выполнение научно-исследовательской работы по теме «Разработка и апробация методики проведения физкультурных  занятий с помощью игровой консоли с учетом основного диагноза, сопутствующих заболеваний, особенностей в развитии детей».

     Основные этапы НИР. На первом этапе с 1 сентября по 15 сентября осуществлялся подбор групп  исследуемых детей дошкольного возраста: здоровые  дети  и дети с ограниченными возможностями здоровья; проводились изучение и анализ научных исследований; формировалась методология опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе с 15 по 26 сентября выявлялись особенности морфологического, психофизиологического развития  детей  данных групп, уровня социально-психологических качеств  и двигательных способностей;  моделировалось теоретическое содержание методики проведения занятий для детей дошкольного возраста, разрабатывалось его учебно-методическое, техническое обеспечение.

На третьем этапе с 26 сентября по 10 декабря проходила апробация методики проведения физкультурно-оздоровительного занятия с игровой консолью.

На четвёртом этапепроводились анализ, математическая и статистическая обработка, интерпретация результатов экспериментального исследования, формулирование основных выводов, оформление результатов исследования по НИР.

    База исследования. Опытно-экспериментальное исследование проводилось в  МДОУ № 115 города Нижнего Новгорода. Управление и реализация научно-исследовательского проекта осуществлялись под руководством преподавателей  филиала ФГБОУ ВПО «Сочинский государственный университет» в г. Н Новгород.

   Характеристика групп исследуемых детей. Участие принимали 2 группы детей. Первую группу составили условно-здоровые дети — 9 человек (контрольная группа). Во вторую  группу вошли дети с задержкой психического развития — 6 чел., дети с заболеванием сердечно-сосудистой системы -2 чел., и дети с детским церебральным параличом — 1 чел. (группа сравнения, 9 чел.). Диагнозы выставлены детям психолого-медико-педагогический комиссией, из 18 человек — двое детей являются инвалидами детства. Возраст детей – 5-6 лет, в контрольной группе было 6 мальчиков, 4 девочки; в группе сравнения — 5 девочек, 5 мальчиков.

    Организация и методика проведения исследования. Занятия с детьми проводились в период с 26 сентября по 15 декабря, в зале лечебной физкультуры, площадью  17 м., в котором перед началом занятий проводились влажная уборка и проветривание, температура воздуха в зале была необходимой нормы. Оборудование зала: ковровое покрытие на полу, шведская стенка, скамейки, гимнастические маты, наличие различных игровых, технических средств для занятий – мячи (разного цвета, размера и конфигурации), обручи, скакалки, гантели, кегли, гимнастические маты.

К основному средству, используемому в процессе занятий с детьми, относится игровая консоль – Wii.  Консоль имеет инновационный контроллер — «Wii Remote», который может определять своё перемещение и ориентацию в трёхмерном пространстве. В контроллер встроен динамик и вибро-механизм, что даёт дополнительную обратную связь. Питается контроллер от двух AA батареек. Находясь в режиме ожидания (оранжевый сигнал на кнопке Power), консоль потребляет минимум энергии, может получать обновления и сообщения через Интернет, подключаясь к WiiConnect24, сервису, созданному Nintendo для возможности играть в режиме онлайн. Специальная панель является приемником инфракрасного света, который передается контроллеру. Она устанавливается выше или ниже экрана телевизора, чтобы сигнал попадал в зону действия. Контроллер комбинируется со многими аксессуарами (рули, клюшки, ракетки, кии, удочки, педали, мячи), чтобы сделать процесс игры более интересным. Используя аксессуары, выполняющие функции ракеток для большого и настольного тенниса, мячей,

педалей, руля, клюшек и др, дети имели возможность играть двигательные игры.

Зал лечебной физкультуры условно был разделен на три зоны: зона двигательных игр с консолью, зона игровых занятий с предметами, зона отдыха (рекреации). Дети для занятий одевали облегченную одежду, на ноги обували удобную обувь. С дошкольниками занимались 5 человек: воспитатель, психологи, 3 инструктора.  Двое инструкторов выполняли роль консультантов по обучению, один инструктор занимался с детьми подвижными играми в перерывах между двигательными играми с консолью, воспитатель следил за соблюдением порядка, дисциплины, психолог оказывал методическую и психологическую помощь по необходимости. Занятия проводились ежедневно, по 60 минут, время занятий с 15.30 до 16.30, после тихого часа.

Структура занятия состояла из трех частей. В первой части занятия, подготовительной (3-5 мин) ставились задачи: подготовить организм детей к необходимой физической нагрузке, создать атмосферу доброжелательности, непринуждённости, позитивного настроения к себе и окружающим детям, студентам, педагогам. Применялись общеразвивающие упражнения, сюжетные игры. Для выполнения разнообразных упражнений все дети вставали в круг, при этом, видели всех участников и инструктора, брали друг друга за руки. Это позволяло преодолеть некоторое чувство стеснения, неприятия друг друга и наблюдать, как ведут себя другие дети при выполнении упражнений.

Во второй, основной части занятия (45-50 мин) проводились занятия с использованием основного средства развития и коррекции психофизических качеств детей – игровой консоли. Ставились задачи: обучить технике двигательным играм с консолью, способствовать формированию интереса к физкультурным занятиям, способствовать коррекции и развитию эмоционально-волевых качеств, коммуникативных, преодолению комплексов психической неполноценности, социальной адаптации детей.

В основном все дети успевали пройти три 3 игры, время каждой составляло 2-3 мин. Играли парами по 2 человека, каждому ребенку помогал инструктор.Использовалось параллельное проведение двигательных игр с консолью и подвижных игр, упражнений, различных состязаний, минуток отдыха в другой зоне спортивного зала. В зоне игровых занятий с предметами с ними занимались инструктор и воспитатель. Применялисьподвижные игры и игры с предметами (кегли, мяч, обруч, скакалки и др.), считалки, прятки, кувырки, прыжки, упражнения с мячом, скакалкой, перетягивание каната. Затем, дети возвращались в зону игровых занятий с консолью.

В третьей, заключительной части (6-8 мин.) ставились задачи: восстановления дыхания, снятия напряжения, повышенной эмоциональности и возбудимости, возвращения к прежнему психолого-физиологическому состоянию детей, обеспечить максимальный отдых детей в короткий промежуток времени. Дошкольникам предлагалось встать в круг для проведения сюжетно-ролевых игр. Дети представляли и изображали, что они – это «капающий дождик», «лисички», которые бегут, устали, отдыхают, спрятались в норку, «легкое дуновение ветра, приятно освежающее», «птички, сидящие на ветке». Затем дети выполняли упражнения на расслабление: из исходных положений стоя, сидя и лежа. Использовали такие движения, как потряхивание кистями рук, стопами ног, различные плавные движения руками и ногами и т.д. Упражнения выполнялись медленно, некоторые с закрытыми глазами. Заканчивая, инструктор использовал  прием стимулирования, например, просил детей похвалить себя за старание, поаплодировав в ладоши.

Методика обучения играм с консолью. Подбор игр осуществлялся:

исходя из уровня сложности игр,

по воздействию, оказываемому на те, или иные группы мышц,

индивидуальных возможностей детей,

проявленного интереса детей.

Игры были распределены по нарастанию сложности освоения. К играм 1-го уровня сложности мы отнесли: велосипед, баскетбол, ко 2-му уровню сложности – фехтование, настольный теннис, бокс, 3-й уровень составили – большой теннис, каноэ, гидроцикл, фризби.

При обучении двигательным играм с консолью использовались принципы: доступности, последовательности, адекватности и оптимальности педагогических воздействий, диагностирования, инклюзии, коррекционно-развивающей направленности.

Принцип доступности и последовательности предусматривал соблюдение посильной меры трудности в целях исключения физических, эмоциональных перегрузок детей с ограниченными возможностями здоровья, а также порядок усвоения каждой игры. Подбор всех видов игр проводился с учетом физических, психических и интеллектуальных возможностей дошкольников, предварительным знакомством с правилами игры. Только при освоении игр первого уровня сложности, осуществлялся переход ко второму, а затем к третьему уровню сложности игр.

Первые 3-4 игры, инструктор, обучая детей, во всем им помогал. Сначала, дети создавали свой образ на экране, рисовали лицо, глаза, нос, брови, губы. Затем выбирали цвет глаз, длину волос, цвет одежды, давали себе игровое имя. Во время игры инструктор обращал  внимание: на исходное положение ребенка во время игр, сохранение правильной осанки, перемещения по игровому полю, как держать пульт в руке, как нажимать кнопки, куда его направлять, оказывалась помощь по выполнению движений необходимой амплитуды.

В случае затруднения ребенком выполнения игры, инструктор использовал метод «пассивных движений», держа руку ребенка в своей, помогал ему осуществлять весь ход игры. В перерывах между выполнением игровых заданий детям с целью снижения двигательной нагрузки предлагалась минутка отдыха на скамейке рядом с психологом.

Принцип адекватности и оптимальности педагогических воздействий определял разнообразный выбор средств, методов, методических приемов. Содержательная часть занятия варьировалась с учетом условий проведения и контингента присутствующих детей, их настроения, интереса, индивидуальных и возрастных особенностей. Перед началом и после занятия инструктор фиксировал в дневник наблюдений: настроение, самочувствие и проявление интереса каждого ребенка к занятию. При отсутствии желания у ребенка играть в двигательные игры с консолью, предлагалось заняться некоторое время игрой с предметами.

Принцип диагностирования учитывал имеющиеся нарушения ребенка, сопутствующие заболевания, показания и противопоказания к занятиям с двигательной нагрузкой. Все дети были допущены к занятиям после проведения осмотра врачей, психолога, работающего в учреждении, на основании диагноза, поставленного в медицинской карте; с согласия родителей и проявленного интереса, желания ребенка.

Принцип инклюзии означал адаптацию воспитывающей и обучающей среды для детей с ограниченными возможностями (включая инвалидов детства), а не приспособление ребят к этой среде. Все участники на занятиях имели равные возможности. Инструктор старался на каждом занятии отметить малейшие успехи ребенка, например, «научился держать правильно аксессуары», «правильно нажимает кнопки», «освоил первый уровень сложности игр», порадовался успехам другого,  др.  При этом, использовались методические приемы: похвала, одобрение, поддержка словом, улыбка, авансирование, телесные прикосновения. Мы использовали проведение совместных занятий детей с отклонениями в развитии со здоровыми детьми. Позитивным было, то, что интерес к играм у детей с отклонениями в этом случае возрастал. Они старались не отставать от своих здоровых сверстников и помогать друг другу.

Принцип коррекционно-развивающей направленности предполагал коррекцию и развитие у детей в процессе проведения игр с консолью двигательных качеств – силы, ловкости, быстроты, координации движений, а также эмоционально-волевых качеств – уверенности, оптимистичности, стремлению к победе, смелости, настойчивости, умению радоваться своим и чужим успехам. Дети учились общаться друг с другом, уступать, ждать своей очереди, несмотря на сильное желание продолжать игру дальше.  В момент игры они не ощущали сильной нагрузки, хотя, после занятия многие уставали. Это объясняется тем, что имитация движений при проведении двигательных игр с консолью, например, езда на велосипеде, полностью повторяла движения спортивной игры, а значит, дети выполняли физическую нагрузку на достаточно высоком уровне.

Оценка эффективности проведенного исследования. Для оценки эффективности результатов научно-исследовательской работы по названной теме использовались следующие методы:

1.«Проба Ромберга», для определения статистического равновесия.

2.Тест «Прохождение по гимнастической скамье», для определения динамического равновесия.

3.Тест «Собери пуговицы», для определения точности мелкой моторики.

4. Тест «Быстрота реагирования», для определения быстроты.

5. Тест «Способность к ориентации в пространстве».

6. Для оценки достоверности результатов использовался статистический метод обработки результатом с помощью  критерия Стьюдента.

1. Способность к сохранению статического равновесия оценивалась с помощью «пробы Ромберга». Схема тестирования: поза «пяточно-носочная» – испытуемый должен встать так, чтобы ступни его были на одной линии, при этом пятка одной ноги касалась носка другой, глаза закрыты, руки вытянуты в стороны. Определялось время устойчивости в этой позе. Норма — 15 с у здоровых детей.

2. Способность к удержанию равновесия в движении (динамическое равновесие) определялось с помощью теста «Прохождение по гимнастической скамье». Схема тестирования: испытуемому предлагалось пройти погимнастической скамье (длина скамьи 3м, высота 20см, ширина 25см), держа руки в стороны, с максимальной скоростью. Отсчет времени начинался с постановки ноги на скамейку и заканчивался после выполнения спуска со скамейки. Задание выполнялось три раза, учитывался средний результат.

3. Точность мелкой моторики (мелких мышц кисти) определялась с помощью теста «Собери пуговицы». Схема тестирования: в ограниченном пространстве (в коробке 25×25см) в одной плоскости располагали 10 плоских пуговиц диаметром 25мм. После команды «Начали» испытуемый начинал перекладывать пуговицы рукой из одной коробки в другую, аналогичную первой. Фиксировалось время перекладывания пуговиц.

          4. Быстрота реагирования оценивалась с помощью теста «Мяч». Схема тестирования: испытуемый ребенок стоит на расстоянии 3 м от инструктора, по команде  ему  бросают мяч, который он должен поймать. Регистрировалось количество пойманных мячей за 1 мин.  Норма — у здоровых детей 12-13 раз за 1 мин.

5. Способность к ориентации в пространстве. Для оценки способности к ориентации в пространстве использовался тест «попадание в цель».

Схема тестирования: ребенок выполнял броски баскетбольного мяча в обруч удобным для него способом. Обруч был расположен горизонтально на полу, расстояние от линии до обруча 5 м, диаметр обруча 1 м. Фиксировалось количество попаданий из 10 попыток. Нормы показателей теста для детей старшего дошкольного возраста – 2 — 4 раза у мальчиков и 1- 2 раза у девочек.

Для изучения  уровня развития психических процессов детей применялась  экспресс – диагностика, направленная на выявление уровня интеллектуального развития, произвольности, особенностей социальной сферы  детей  5 – 6 лет (Н.Н. Павловой и Л.Г. Руденко).

1. Личностная сфера — субтест «Лесенка», цель — выявление самооценки. Инструкция: «Посмотри на эту лесенку. На самую верхнюю ступеньку ставят самых хороших ребят, на самую нижнюю ступеньку – самых плохих. На средней ступеньке – ни плохих, ни хороших. Чем выше ступенька – тем лучше  дети. На какую ступеньку ты себя поставишь? А на какую ступеньку поставит тебя мама? Папа? Воспитатель?». Критерии оценки:

  • Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие», «самые хорошие» дети. Положение на любой из нижних ступенек (тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах.
  • Признаком неблагополучия, как в структуре личности ребенка, так и в его отношениях с близкими взрослыми являются ответы.

2. Развитие психических процессов, субтест  «Найди такую же картинку». Цель: выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа, уровня развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия. Процедура проведения: Перед ребенком выкладывают лист с рисунками. Инструкция: «Здесь нарисовано в каждом ряду по 4 картинки. Посмотри внимательно на первую картинку (в верхнем ряду 3) и найди точно такую же». Затем по очереди предъявляют остальные 5 рядов. Критерии оценки:

  • Ребенок выполняет задание верно в 5 – 6 случаях – 2 балла;
  • Ребенок выполняет задание верно в 3-4 случаях – 1 балл;
  • Ребенок выполняет задание верно в 1-2 случаях либо не понимает и не выполняет совсем – 0 баллов.

3. Субтест «Найди семью», цель: выявление уровня развития наглядно-образного мышления, элементов логического мышления, умения группировать предметы по их функциональному значению. Процедура проведения: перед ребенком выкладывают в ряд по одной картинке из категорий: посуда, транспорт, фрукты, мебель, овощи. Остальные картинки выкладываются под ними в случайном порядке. Инструкция: «Посмотри внимательно, какие картинки лежат в верхнем ряду, назови их. Теперь я возьму одну картинку (психолог берет картинку, относящуюся к той же группе, что и первая) и положу ее вот  сюда (кладет под первой картинкой)». Затем берет любую карточку и спрашивает ребенка «А куда ты положишь вот эту карточку?» и т.д. В результате  ребенок должен разложить шесть групп по четыре карточки, которые в каждой группе располагаются одна за другой. Ребенок должен объяснить, почему он объединил картинки в одну группу. Критерии оценки:

  • Ребенок принимает и понимает задание, классифицирует картинки с учетом основного признака и может осуществить обобщение в речевом плане – 2 балла;
  • Ребенок понимает задание, раскладывает картинки правильно, но не обобщает вербально, либо не сразу понимает задание, но т после помощи психолога переходит к самостоятельному выполнению – 1 балл;
  • Ребенок не понимает условие задания и не использует помощь психолога – 0 баллов.

4. Субтест  «Рыбка», цель: определение уровня развития наглядно – образного мышления, организации деятельности, умения действовать по образцу, анализировать пространство. Процедура проведения: Ребенку показывают изображение рыбки, состоящие из разноцветных геометрических фигур. Психолог спрашивает: «Как ты думаешь, что здесь нарисовано? Правильно,  рыбка». После этого ребенку предлагают набор геометрических фигур, из которых  нужно собрать такую же рыбку. По ходу выполнения задания ребенка можно просить комментировать свои действия: какая фигура, какого цвета. Критерии оценки:

  • Ребенок самостоятельно анализирует схему и на основе анализа без затруднений воспроизводит изображение – 2 балла;
  • Ребенок недостаточно полно и точно анализирует схематическое изображение, построение осуществляется путем проб – 1 балл;
  • Ребенок не справляется с заданием – 0 баллов.

5. Субтест «Рисунок человека»,цели — выявление сформированности образных и пространственных представлений у ребенка, уровня развития его тонкой моторики, получение общего представления об интеллекте ребенка. Процедура проведения: перед ребенком кладут чистый лист бумаги и говорят «Нарисуй, пожалуйста, человека». Критерии оценки:

  • Рисунок ребенка похож на образцы 1 и 2 – 2 балла;
  • Рисунок похож на образцы 3 и 4 – 1 балл;
  • Рисунок похож на образцы 5 и 6 – 0 баллов.
  • Ребенок не справляется с заданием – 0 баллов.

6. Субтест «На что это похоже?», цель: выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления. Процедура проведения: ребенку предлагают поочередно три карточки с изображениями: «Посмотри на картинку, скажи, на что она похожа?». Критерии оценки:

  • Ребенок называет 9 ассоциаций (по 3 на каждый рисунок) – 2 балла;
  • Ребенок называет по 2 ассоциации на каждую картинку – 1 балл;
  • Ребенок не понял задания или дает всего лишь по 1 ассоциации на каждую картинку – 0 баллов.

Результаты исследования и их обсуждение. В период прохождения 1-го этапа проводилось измерение исходных показателей развития социально-психологических качеств и двигательных способностей детей-дошкольников. Данные измерения самооценки у детей в обеих группах констатировали средний уровень ее развития с разницей в 1 балл в пользу условно-здоровых детей, соответственно 6,9 баллов и 5,9 баллов.

Исходные данные по тестированию развития психических процессов детей в контрольной группе и группе сравнения показали низкий уровень способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа, низкую наблюдательность, устойчивость внимания, целенаправленность восприятия. Разница в обеих группах является незначительной. У детей недостаточно развито наглядно-образное мышление, отсутствуют умения группировать предметы по их функциональному значению, действовать по образцу, анализировать пространство. Также выявлен низкий уровень развития тонкой моторики, воображения, гибкости мышления.

При измерении двигательных координационных способностей детей в обеих группах были получены данные о сниженном уровне развития показателей координационных способностей: мелкой моторики рук, быстроты реагирования, ориентировки в пространстве.

Для улучшения двигательных способностей детей и коррекции психического развития проводились физкультурно-оздоровительные занятия с использованием игровой консоли и средств адаптивной физической культуры. В ходе проведенной научно-исследовательской работы изучалась динамика показателей координационных способностей в группе условно здоровых детей и детей, имеющих отклонения в развитии. Данные показатели детей представлены в таблицах 1 и 2.

 

Таблица 1

Показатели координационных способностей детей с нарушениями в развитии

до и после исследования

Nпп Показатели координационных способностей  До исследования  После исследования 

 

 

1 Статическое равновесие (с) 67,4 83,9
2 Динамическое равновесие (с) 2,3 2,0
3 Мелкая моторика кистей  рук (с) 30,9 20,2
4 Ориентировка в пространстве(кол-во попаданий из 10 попыток) 4,56 6,22
5 Быстрота реагирования(Количество раз за 1 мин) 3,89 9,11

 

По результатам данных среднестатистическое значение показателей статического равновесия до исследования равно 67,4 с, после исследования – 83,9 с. В процессе проведенной работы с детьми в группе сравнения произошло улучшение показателей статического равновесия на 16,5 с, что составляет 24,5 %. Улучшение показателя является недостоверным: tрас=  0,7  , tгр=  2,31 ,  р>0,05.

После изучения динамики показателей динамического равновесия у детей с ограниченными возможностями в группе сравнения было получены данные. Показатели динамического равновесия до исследования равны 2,3 с, после исследования – 2,0 с. Произошло незначительное улучшение показателя на 0,3c, что составило 13,05%. Изменение данного показателя является недостоверным: tрас= 1,35, tгр= 2,31, р>0,05.

В процессе проведенного исследования, при изучении точности мелкой моторики рук у детей с нарушениями в развитии было выявлено. Среднегруповые показатели до исследования были равны  30,9 с, после исследования — 20,2 с. Произошло улучшение на 10,7 с., что составило 34,6%. Улучшение показателя является достоверным, tрас= 2,73, tгр=2,31, р<0,05.

После проведенной физкультурно-оздоровительной работы с детьми с использованием игровой консоли, как основного средства развития детей, были получены среднегрупповые данные показателей ориентировки в пространстве. До исследования — 4,56 попаданий за 1 мин., после исследования — 6,22 попаданий за 1 мин. Произошло улучшение  результатов на 1,66, что составило 34,8%. Улучшение является достоверным,  tрас= 2,35  tгр=2,31,  р<0,05.

При определении показателей быстроты реагирования детей в группе сравнения нами были получены следующие данные. До исследования показатель быстроты реагирования составлял 3,89 попаданий, после проведенной работы — 9,11 попаданий. Произошло видимое улучшение среднегруппового показателя быстроты реагирования в группе сравнения на 5,22 раза, что соответствует 133,3%. Результаты являются достоверными, tрас= 3,78,  tгр=2,31,   р<0,05.

Таблица 2

Показатели координационных способностей условно-здоровых детей

до и после исследования

 

Nпп Показатели координационных способностей  До исследования  После исследования 

 

 

1 Статическое равновесие (с) 49,8 87,2
2 Динамическое равновесие (с) 2,2 2,1
3 Мелкая моторика кистей  рук (с) 34,7 5,4
4 Ориентировка в пространстве(кол-во попаданий из 10 попыток) 4,2 6,7
5 Быстрота реагирования(кол-во раз за 1 мин) 5,8 10,3

 

Данные показателей координационных способностей в группе условно-здоровых детей (контрольная группа) представлены следующим образом.  В процессе проведенной работы с детьми в контрольной группе произошло улучшение показателей статического равновесия на 37,4 с, что составляет 75,11%. По результатам данных, среднестатистическое значение показателей статического равновесия до исследования равно 49,8 с, после исследования – 87,2 с. Улучшение показателей является недостоверным: tрас=  1,63  , tгр=  2,31,   р>0,05.

После изучения динамики показателей динамического равновесия у детей контрольной группы было получено, что произошло изменение показателей на 0,1c, это составило 4,55%. До исследования показатель динамического равновесия был равен 2,2 с, после исследования – 2,1с. Улучшение показателя является недостоверным: tрас= 0,67, tгр= 2,31,   р>0,05.

При изучении точности мелкой моторики рук у детей контрольной группы были получены данные.  Среднегруповые показатели до исследования были равны  34,7 с, после исследования – 25,4 с. Произошло улучшение на 9,3 с., что составило 26,81%. Улучшение показателя является достоверным:   tрас= 2,62, tгр=2,31,   р<0,05.

После проведенной физкультурно-оздоровительной работы с условно-здоровыми детьми с использованием игровой консоли и средств адаптивной физической культуры, были получены среднегрупповые данные показателей ориентировки в пространстве: до исследования 4,2 попаданий за 1 мин., после исследования — 6,7 попаданий за 1 мин. Произошло улучшение  результатов на 2,5, что составляет 59,53%. Улучшение показателя является достоверным,  tрас= 2,69,  tгр=2,31,   р<0,05.

При определении показателей быстроты реагирования в группе здоровых детей нами были получены следующие данные. До исследования показатель быстроты реагирования составлял  5,8 попаданий, после проведенной работы – 10,3 попаданий. Произошло видимое улучшение среднегруппового показателя быстроты реагирования в группе сравнения на 4,5 раз, что соответствует увеличению на 77,59%. Результаты являются достоверными, tрас= 5,42,  tгр=2,31,   р<0,05.

Таким образом, по результатам проведенной научно-исследовательской работы с группами условно-здоровых детей и детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья,  можно сделать следующие выводы.

1. Проблема улучшения социальной адаптации и реабилитации детей с отклонениями в развитии является важной, но недостаточно разработанной. В современных условиях информатизации и технологизации образовательной сферы, а также повышения интереса детей к компьютерным  играм, необходимо искать новые пути ускорения социальной адаптации, коррекции психического и физического здоровья детей с ограниченными возможностями.

  1. По мнению многих специалистов, использование игровых тренажеров в комплексе с общеизвестными средствами адаптивной физкультуры в педагогическом процессе позволяет решать многие задачи реабилитации данной категории детей. На наш взгляд, двигательные игры с применением игровой консоли способствуют коррекции двигательной сферы, укреплению здоровья, адаптации в социуме, развитию эмоционально-волевых качеств детей.

3. Полученные данные педагогического эксперимента с детьми дошкольного возраста в МДОУ № 115 г. Нижнего Новгорода подтверждают положительную динамику изменений, как в группе здоровых детей, так и в группе детей с нарушениями в развитии.

3.1. Изменение показателя статического равновесия в группе здоровых детей является более значительным (75,11%), чем среди детей с отклонениями  в состоянии здоровья (24,5%). Показатели динамического равновесия изменились в обеих группах, но улучшение в группе сравнения больше, чем в контрольной группе детей, соответственно 13,05% и 4,55%. Разница составляет 8,5%. При этом результаты изменения показателей статического и динамического равновесия не являются достоверными, что на наш взгляд, можно объяснить кратким сроком проведения опытно-экспериментальной работы.

3.2. При исследовании показателя мелкой моторики рук в группах здоровых детей и с нарушениями в развитии были получены положительные изменения. Улучшение данного показателя в группе детей с нарушениями в развитии больше (43,6%), чем в группе здоровых детей (26,81%), разница составила 7,79%. Результаты являются достоверными в обеих группах.

3.3. При изучении показателя ориентировки в пространстве были получены данные с улучшением у детей в обеих группах. При этом у здоровых детей изменение произошло на 59,53%, в группе детей сравнения на 34,8%. Разница в результатах равна 24,73%. Полученные данные являются достоверными.

3.4. После проведенной физкультурно-оздоровительной работы с детьми были также получены данные, свидетельствующие об увеличении показателя быстроты реагирования в обеих группах. В группе здоровых детей этот показатель составил 77,59%. В группе детей с нарушениями в развитии данный показатель достиг  133,3%.  Это самый высокий результат из всех показателей у детей с отклонениями в состоянии здоровья. Разница среднегрупповых показателей равна 55,7% . Результаты являются достоверными.

  1. Использование методики физкультурно-оздоровительных занятий при помощи игровой консоли Wii, как основного средства и других средств адаптивной физкультуры в педагогическом процессе, несмотря на короткие сроки реализации работы, способствовало повышению уровня развития координационных способностей детей, имеющих нарушения в развитии, и здоровых детей.

По субъективным показателям дети в обеих группах проявляли устойчивый интерес к занятиям, в большинстве своем имели хорошее настроение, стали более уверенными в себе, открытыми. Дети подружились друг с другом, научились радоваться успеху другого ребенка, оказывать помощь при необходимости, преодолевать трудности.

  1.   Научно-исследовательская работа с данной категорией детей будет продолжена для изучения изменений в развитии и коррекции психических процессов детей.

Полученные результаты могут быть использованы в практической деятельности специалистов коррекционных (специальных) образовательных учреждений для социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Пока нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архивы

ОПРОС

Если вы пользовались услугами социального такси, то оцените его качество

View Results

Загрузка ... Загрузка ...
Яндекс.Метрика