Меню Закрыть

Обзор судебной практики по доступности жилых помещений

Обзор практики
(обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к жилому помещению и общему имуществу в многоквартирных домах)
Постановление Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 г. № 649

Обзор судебной практики по доступности жилых помещений

I. Реализация Постановления Правительства РФ от 09.07.2016 г. № 649

1) Фабула: В НРООИ «Инватур» обратился инвалид первой группы МАС

М.А.С. обратился в администрацию Автозаводского района города Нижнего Новгорода с заявлением, в котором просил обеспечить условия доступности жилого помещения М.А.С. и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает М.А.С., в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 г. № 649.

Как следует из ответа Администрации от 05.10.2017 г., муниципальная комиссия не осуществила действия по обеспечению условий доступности для М.А.С., а именно не провела обследование жилого помещения М.А.С. и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает М.А.С., в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида. В ответе Администрация ссылается на необходимость предоставления дополнительных документов.

Нарушенные нормы:

п. 5.1 ст. 2 ЖК РФ;

Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 г. № 649;

Порядок создания и работы региональной межведомственной комиссии и муниципальных комиссий, утв. Приказом Министерства социальной политики Нижегородской области от 23.03.2017 г. № 127.

Принятые меры: Подготовлено и подано в суд административное исковое заявление о признании незаконным бездействия администрации Автозаводского района города Нижнего Новгорода, выразившееся в непроведении обследования жилого помещения М.А.С. и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает М.А.С., в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида; об обязании провести указанное обследование.

Решением Автозаводского районного суда города Нижнего Новгорода от 29.01.2018 г. по делу № 2а-952/2018 иск удовлетворен.

По данному вопросу также были получены ответы прокурора Автозаводского района г. Нижнего Новгорода, Минсоцполитики НО, Минстроя РФ с указанием на неправомерность бездействия администрации и необходимость проведения вышеуказанного обследования без представления каких-либо документов.

19.09.2018 г. данное решение суда администрацией исполнено, проведено обследование жилого помещения М.А.С. и общего имущества в многоквартирном доме. По результатам обследования составлен акт № 3, который направлен в муниципальную комиссию по обследованию жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, в которых проживают инвалиды, для принятия соответствующего решения.

 

2) Фабула: В НРООИ «Инватур» обратилась мать ребенка-инвалида С.Е.В.

Заявитель обратилась в администрацию Канавинского района города Нижнего Новгорода с заявлением, в котором просила обеспечить условия доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживают Заявитель с дочерью, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 г. № 649.

Как следует из ответа Администрации от 30.11.2017 г. комиссией было проведено обследование жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживают Заявитель с дочерью.

Из п. 12 Правил, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 г. № 649 следует, что по результатам обследования оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.

В свою очередь обследование жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживают Заявитель с дочерью, не проводилось, акт обследования не составлялся.

Нарушенные нормы:

п. 5.1 ст. 2 ЖК РФ;

Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 г. № 649;

Порядок создания и работы региональной межведомственной комиссии и муниципальных комиссий, утв. Приказом Министерства социальной политики Нижегородской области от 23.03.2017 г. № 127.

Принятые меры: В Прокуратуру, Врио Губернатора Нижегородской области, Министерство социальной политики Нижегородской области, Уполномоченному по правам человека в Нижегородской области, администрацию города Нижнего Новгорода направлены обращения по факту бездействия администрации Канавинского района города Нижнего Новгорода и представления недостоверной информации.

20.02.2018 г. было проведено обследование жилого помещения Заявителей и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживают Заявители в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид. По результатам обследования был составлен акт, который направлен в муниципальную комиссию по обследованию жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, в которых проживают инвалиды, для принятия соответствующего решения.

 

3) Фабула: В НРООИ «Инватур» обратилась мать ребенка-инвалида С.Е.В.

Заявитель обратилась в администрацию Канавинского района города Нижнего Новгорода с заявлением, в котором просила обеспечить условия доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживают Заявитель с дочерью, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 г. № 649.

20.02.2018 г. было проведено обследование жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживают Заявитель с дочерью в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида. По результатам указанного обследования был составлен акт.

05.06.2018 г. Администрацией в адрес Заявителя были направлены:

— акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживают Заявитель с дочерью от 20.02.2018 г.;

— решение по результатам проверки экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживают Заявитель с дочерью от 20.02.2018 г.;

— заключение об отсутствии возможности приспособления общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживают Заявитель с дочерью от 20.02.2018 г.

В свою очередь, расчет потребности в финансовых ресурсах на проведение реконструкции и (или) капитального ремонта, а также расчет потребности в финансовых ресурсах на приобретение нового жилого помещения комиссией не производились и не сопоставлялись. Данные расчеты не приложены к Решению об экономической нецелесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома от 20.02.2018 г.

Таким образом, выводы Комиссии об экономической нецелесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживают Заявитель с дочерью, а также Решение комиссии по результатам проверки экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид от 20.02.2018 г., являются незаконными.

Поскольку Решение комиссии по результатам проверки экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид от 20.02.2018 г., является незаконными, Заключение комиссии об отсутствии возможности приспособления общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид от 20.02.2018 г., также является незаконным.

Нарушенные нормы:

Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 г. № 649;

Правила проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, утв. Приказом Минстроя России от 28.02.2017 г. № 583/пр.

Принятые меры: Подготовлено и подано в суд административное исковое заявление о признании незаконными Решения по результатам проверки экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома от 20.02.2018 г., Заключения об отсутствии возможности приспособления общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает Заявитель от 20.02.2018 г.

Решением Канавинского районного суда города Нижнего Новгорода от 24.10.2018 г. по делу № 2а-4685/2018 (вступило в законную силу 27.11.2018 г.) иск удовлетворен.

4) Фабула: В НРООИ «Инватур» обратился инвалид первой группы Г.Е.Г.

Г.Е.Г. обратилась в администрацию Сормовского района города Нижнего Новгорода, а также в Администрацию города Нижнего Новгорода с заявлением, в котором просила обеспечить условия доступности жилого помещения Г.Е.Г. и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает Г.Е.Г., в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 г. № 649.

Как следует из ответов Администрации города от 11.03.2019 г. и 12.04.2019 г. для проведения обследования необходимо представить дополнительные документы.

Нарушенные нормы:

п. 5.1 ст. 2 ЖК РФ;

Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 г. № 649;

Порядок создания и работы региональной межведомственной комиссии и муниципальных комиссий, утв. Приказом Министерства социальной политики Нижегородской области от 23.03.2017 г. № 127;

Положение о Порядке создания и работы муниципальной комиссии и План мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов, утв. Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 06.07.18 № 1633.

Принятые меры: Подготовлена и подана в прокуратуру города Нижнего Новгорода жалоба на бездействие администрации города Нижнего Новгорода и администрации Сормовского района города Нижнего Новгорода.

По данному вопросу был получен ответ Заместителя прокурора города Нижнего Новгорода от 14.05.2019 г. с указанием на неправомерность бездействия администрации и необходимость проведения вышеуказанного обследования без представления каких-либо документов. Указанный факт нарушения был включен в обобщенное представление на имя главы города.

 

5) Фабула: В НРООИ «Инватур» обратилась мать ребенка-инвалида М.Н.П.

Заявитель обратилась в администрацию Автозаводского района города Нижнего Новгорода с заявлением, в котором просила обеспечить своему сыну условия доступности общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 г. № 649; оборудовать входную группу подъезда подъемным устройством либо пандусом для доступа от входной двери подъезда на первый этаж многоквартирного дома на площадку к лифту; оборудовать входную группу подъезда пандусом для доступа с улицы к входной двери подъезда.

Администрация в ответе от 03.03.2020 г. указывает на необходимость представления пакета документов (правоустанавливающие документы, технический паспорт (технических план), кадастровый паспорт и иные документы), при этом администрация не ссылается на соответствующую норму права, закрепляющую данную обязанность инвалида.

Нарушенные нормы:

п. 5.1 ст. 2 ЖК РФ;

Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 г. № 649;

Порядок создания и работы региональной межведомственной комиссии и муниципальных комиссий, утв. Приказом Министерства социальной политики Нижегородской области от 23.03.2017 г. № 127;

Положение о Порядке создания и работы муниципальной комиссии и План мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов, утв. Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 06.07.18 № 1633.

Принятые меры: Подготовлена и подана в прокуратуру Автозаводского района города Нижнего Новгорода жалоба на бездействие администрации Автозаводского района города Нижнего Новгорода.

В соответствии с ответом прокуратуры Автозаводского района города Нижнего Новгорода от 21.04.2020 г. указанные выше бездействие и требования администрации Автозаводского района были признаны незаконными. По результатам прокурорской проверки на имя главы администрации Автозаводского района города Нижнего Новгорода было внесено представление об устранении допущенных нарушений.

 

6) Фабула: М.Е.А. обратился в администрацию Канавинского района города Нижнего Новгорода с заявлением, в котором просил обеспечить условия доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором он проживает, путем оборудования входной группы пандусом.

Согласно письму от 31.07.2017г. администрации города Нижнего Новгорода на 2017г. ОАО «ДК Канавинского района» запланировано устройство пандуса в подъезде № 9.

На момент обращения в суд (05.10.2017 г.) ответов от ОАО «ДК Канавинского района» по поводу устройства пандуса на подъезде № 9 для инвалида-колясочника не поступало, никакие работы не ведутся.

Нарушенные нормы:

ст. 7 Конституции Российской Федерации;

ст. 9 Конвенции о правах инвалидов;

п. 5.1 ст. 2 ЖК РФ;

ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

ст. 5 Закона Нижегородской области от 05.03.2009 № 21-З «О безбарьерной среде для маломобильных групп населения на территории Нижегородской области».

Решением Канавинского районного суда города Нижний Новгорода от 27.11.2017 г. по делу № 2-4877/2017 (Апелляционным определением Нижегородского областного суда от 20.02.2018 г. оставлено без изменений и вступило в законную силу 20.02.2018 г.) иск удовлетворен.

Суд пришел к обоснованному выводу, что обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к общему имуществу в МКД лежит на органе местного самоуправления. На администрацию города Нижнего Новгорода возложена обязанность произвести установку пандуса к подъезду № 9 жилого дома. Также суд взыскал с администрации города Нижнего Новгорода в пользу Истца компенсацию морального вреда в сумме 2 000 рублей.

 

II. Признание жилого помещения непригодным для проживания и правовые последствия

 

1) Фабула: В НРООИ «Инватур» обратилась мать ребенка-инвалида инвалида Д.В.А.

Постановлением главы администрации города Нижнего Новгорода от 22.08.2017 жилое помещение, в котором проживает семья Заявителя признано непригодным для проживания граждан и членов их семьи на основании заключения об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.

Согласно выписке из распоряжения главы Администрации от 20.11.2017, Д.Ю.В с составом семьи 3 человек (она, муж и дочь) признана малоимущей в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Распоряжением главы Администрации от 20.12.2017 семья, состоящая из трех человек принята не учет в качестве нуждающейся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемом по договорам социального найма.

По состоянию на 01.02.2018 г. жилое помещение Заявителю предоставлено не было. Из сообщения администрации города Нижнего Новгорода следует, что в настоящее время в муниципальной собственности отсутствуют необходимые жилые помещения во вновь построенных жилых домах, проводится работа с застройщиком по вопросу строительства жилых помещений для инвалидов-колясочников на 1-ых этажах строящихся домов.

Нарушенные нормы:

ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

ст. 49 и ст. 57 ЖК РФ.

Принятые меры: Подготовлено и подано в суд исковое заявление о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди.

Решением Автозаводского районного суда города Нижнего Новгорода от 25.05.2018 г. исковые требования были удовлетворены частично. Суд возложил на администрацию муниципального района обязанность предоставить несовершеннолетней Д.В.А. и ее матери вне очереди по договору социального найма жилое помещение, пригодное для проживания ребенка-инвалида, благоустроенное применительно к условиям г. Нижнего Новгорода, отвечающее предъявляемым к жилому помещению санитарным и техническим требованиям, находящееся в черте г. Нижнего Новгорода, с учетом права на дополнительную жилую площадь, общей площадью не менее 39 кв.м.

2) Фабула: В НРООИ «Инватур» обратилась мать ребенка-инвалида инвалид И.М.Н.

Постановлением администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области от 17.09.2018 г. жилое помещение, в котором проживает Заявитель с сыном, было признано непригодным для проживания инвалида на основании заключения об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.

Постановлением Администрации 15.10.2018 г. Заявитель с составом семьи два человека (она и сын) признаны малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Постановлением Администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области от 27.11.2018 г. Заявитель с составом семьи два человека (она и сын) приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации.

По состоянию на 01.09.2019 г. жилое помещение Заявителю предоставлено не было.

Нарушенные нормы:

ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

ст. 49 и ст. 57 ЖК РФ.

Принятые меры: Подготовлено и подано в суд исковое заявление о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди.

Решением Балахнинского городского суда Нижегородской области от 26.12.2019 г. по делу № 2-1455/2019, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 07.07.2020 г., исковые требования были удовлетворены в полном объеме. Суд возложил на администрацию муниципального района обязанность предоставить И.Е.А. ее малолетнему сыну ребенку-инвалиду, вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, состоящее не менее чем из двух комнат, находящееся в черте города Балахны Нижегородская области, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, с учетом права ребенка-инвалида И.М.Н. на дополнительную жилую площадь, общей площадью не менее 39 кв.м.

3) Фабула: В НРООИ «Инватур» обратилась инвалид первой группы Я.Р.Р.

На основании постановления Администрации от 13.04.2018 г. Заявитель признана малоимущей в целях признания нуждающейся в жилом помещении.

Постановлением администрации муниципального района жилое помещение, в котором проживает Заявитель, было признано непригодным для проживания инвалида на основании заключения об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.

В соответствии с постановлением Администрации от 14.06.2018 г. Заявитель состоит на учете и включена в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма во внеочередном порядке, на основании п. 3 ч. 1 ст. 51 и п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации, так как жилое помещение признано в установленном порядке непригодным для проживания инвалида.

По состоянию на 01.11.2019 г. жилое помещение Заявителю предоставлено не было.

Нарушенные нормы:

ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

ст. 49 и ст. 57 ЖК РФ.

Принятые меры: Подготовлено и подано в суд исковое заявление о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди.

Решением суда исковые требования были удовлетворены частично. Суд возложил на администрацию муниципального района обязанность предоставить Истцу вне очереди отдельное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте муниципального района, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и пригодное для проживания инвалида колясочника, не менее нормы предоставления с учетом права Истца на дополнительную жилую площадь, с учетом состояния здоровья и заслуживающих внимание обстоятельств.

Таким образом, для предоставления вне очереди по договору социального найма жилого помещения необходимо наличие следующих обстоятельств: признание инвалида и членов его семьи малоимущими, признание жилого помещения непригодным для проживания инвалида и членов его семьи.

В настоящее время в работе НРООИ «Инватур» находятся три
аналогичных дела со схожими обстоятельствами.

Работа ведется в рамках проекта «Доступная среда — свобода передвижения» при поддержке Фонда президентских грантов