Только системная работа по созданию доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья способна принести результаты, отметила Светлана Разворотнева, председатель Комиссии ОП РФ по ЖКХ, строительству и дорогам. Что касается замены лифтового оборудования, то без государственного софинансирования таких работ ситуацию не исправить — многие лифты в стране исчерпали свой ресурс, а это самый дорогой вид капитального ремонта.
«К сожалению, средств, которые заложены в фондах капитального ремонта, порой не хватает даже для ремонта планового. Даже простая замена лифта — это действительно беда, не говоря уж о лифтах, которыми могут пользоваться инвалиды-колясочники. Поэтому многие программы капремонта сознательно переносят эти виды работы на более поздние сроки — в фондах нет денег. И пока решения этой проблемы не найдено. Да, в регионах начал работать механизм ускоренной замены лифтов, да, в национальной дорожной карте по выходу из кризиса заложена господдержка на замену лифта через фонд содействия реформированию ЖКХ, но речь в ней не идет о софинансировании этих работ, а о лизинговых механизмах, субсидировании процентной ставки — это ничтожные компенсации, которых многим не хватит», — сказала она.
Федеральный закон о социальной защите инвалидов в РФ определяет полномочия государства по обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов, в том числе колясочников, к объектам социальной и транспортной инфраструктуры, общественным зданиям; надлежащему размещению оборудования и носителей информации и т. д. На практике доступная среда для маломобильных групп населения нередко сопряжена с серьезными проблемами, в том числе при новом строительстве и капитальном ремонте зданий и помещений, сообщила член Комиссии ОП РФ Галина Горбатых.
Сегодня основным руководством по формированию доступной среды в учреждениях является свод правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СП 59.13330.2016), который нередко вступает в противоречие с другим действующим документом — сводом правил «Общественные здания и сооружения» (СП118.13330.2012). Разночтения, например, касаются пассажирских лифтов или подъемных устройств.
«Этими лифтами пользуются не только люди с инвалидными колясками. У нас есть мамы с колясками, люди пожилого возраста, люди с поклажей. Так называемые маломобильные группы людей, по статистике, составляют 40 процентов всего населения. Более того, мы видим, что с возрастом динамика растет: у 70 процентов пожилых людей старше 70 лет возникают функциональные ограничения, которые приводят к той или иной форме инвалидности. Поэтому, когда мы говорим о жилых домах и устройстве лифтов, мы должны думать о более широкой категории населения», — пояснила Галина Горбатых.
Она озвучила и другие проблемы маломобильных групп населения: недоступность эвакуационных путей; несоответствующие размеры безопасных зон на случай чрезвычайных ситуаций; перепады между уровнями тротуаров и входных площадок; невозможность пользоваться наружными подъемниками без посторонней помощи или, например, в зимнее время и т. д. и т. п.
«Сегодня мы пытаемся адаптировать все, что было построено недоступным, но при этом делаем недоступным и новое строительство. Неужели нельзя прийти к решению, что любое здание выше одного этажа должно быт доступно для маломобильных граждан?» — возмущается член ОП РФ.
Особое внимание Галина Горбатых уделила проблемам с эвакуацией людей, в том числе с ментальными особенностями, в специализированных учреждениях. Помимо наличия аварийно-спасательного оборудования, здесь необходима специальная подготовка персонала и клиентов таких учреждений, убеждена она.
В лифтостроении существует один нормативный документ, регулирующий требования по доступности — это техрегламент Таможенного союза «Безопасность в лифтах», в котором конкретно записаны специальные требования по доступности лифтов, уточнил председатель технического комитета по стандартизации ТК-209 «Лифты, эскалаторы, пассажирские конвейеры и подъемные платформы для инвалидов» Лев Вольф-Троп.
По словам эксперта, действующий стандарт устанавливает все необходимые требования доступности, но рассчитан прежде всего для нового строительства. Что касается переоборудования или капитального ремонта лифтов в старых зданиях, то, по его мнению, сегодня существуют решения, позволяющие увеличивать размеры кабины и дверного проема, но все эти решения должны рассматриваться индивидуально в каждом отдельном случае.
В 2020 году предусмотрена замена свыше 15,5 тысячи лифтов — это на 11 процентов меньше, чем в 2019 году, заявил генеральный директор ассоциации «Российское лифтовое объединение», секретарь комиссии по вопросам лифтового хозяйства при Общественном совете Минстроя России Петр Харламов. Ряду субъектов эксперт рекомендовал уделить больше внимания состоянию лифтов: в Ульяновской области соотношение лифтов, которые необходимо заменить, к лифтам, имеющимся в эксплуатации, к 2025 году составит 71 процент (3264 лифта), в Удмуртии — 74 процента (3111 лифтов), в Ярославской области — 69 процентов (2890 лифтов), в Самарской области — 59 процентов (8224 лифта). Петр Харламов обратил внимание, что начата работа по бюджетному финансированию — 750 миллионов рублей уже выделено на замену 1010 лифтов.
«Круглый стол породил больше вопросов, чем ответов. Нужно объединить усилия с экспертами общественных организаций, продолжить обсуждение проблемы и искать пути решения», — подытожила Галина Горбатых.
НРООИ «Инватур» реализует социальный проект «Доступная среда — свобода передвижения», поддержанный Фондом президентских грантов.