Меню Закрыть

Инвалиды под раздачей

Инвалиды под раздачей

Депутаты Госдумы ужесточили наказание за незаконное использование знака «Инвалид» на автомобиле. Закон, призванный защитить инвалидов и членов их семей, стал новой головной болью. В Петербурге сотрудники ДПС подлавливают родителей возле школ и больниц и штрафуют, причем как за наличие, так и за отсутствие спецзнака.

Многодетную мать Наталью Назарову, воспитывающую дочь-инвалида, сотрудники ДПС за последние полгода пытались оштрафовать дважды: один раз за отсутствие знака «Инвалид» на машине, второй раз – за его наличие.

В июне этого года инспектор не заметил знака «Инвалид» на лобовом стекле и эвакуировал автомобиль Назаровой с парковки возле больницы. Позже она смогла доказать, что занимала парковочное место законно, но за вызов эвакуатора и штраф-стоянку пришлось заплатить 3 тысячи рублей.

В конце октября женщину остановили возле станции метро «Нарвская». В этот раз сотрудник ДПС выписал Назаровой штраф в 5 тысяч рублей за «незаконное установление опознавательного знака «Инвалид» (ст. 12.4 КоАП). Также был составлен протокол об административном правонарушении по статье 12.5 КоАП (управление транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный знак «Инвалид»).

Дело в том, что Наталья отвезла ребенка на занятия и у нее была пара часов, чтобы сделать покупки и вернуться за дочкой. 7 декабря у Натальи Назаровой суд. Если ее вина будет доказана, она заплатит еще 5 тысяч рублей. «И как я на оставшиеся две тысячи рублей должна прокормить троих детей?» – недоумевает мать. (Заметим: пенсия по инвалидности в Петербурге и без того невелика.)

Случай Назаровой не единичен. На форуме петербургских родителей можно прочесть историю Светланы, матери пятых детей, четверо из которых инвалиды. За незаконную установку знака «Инвалид» ее штрафовали трижды. Она рассказывает, что сотрудники ДПС дежурят возле реабилитационного центра, где регулярно штрафуют родителей детей-инвалидов. В петербургском отделении Всероссийского общества инвалидов «Новой» сообщили, что к ним тоже поступали подобные жалобы от родителей. Представители общественной организации обратились в ГИБДД за разъяснениями.

Водителей начали штрафовать с июня этого года, после того, как вступил в силу федеральный закон № 143 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения». В числе прочего он устанавливает административную ответственность за незаконную установку опознавательного знака «Инвалид» и за управление транспортным средством с таким знаком. Для физических лиц штраф составляет 5 тысяч рублей, для юрлиц – полмиллиона рублей.

«Этот закон был принят, чтобы бороться с теми людьми, которые действительно незаконно устанавливают знак «Инвалид», а не против родителей, законных представителей, – говорит Назарова. – Даже в реестре парковочных мест указывается не ребенок, а его законный представитель – родитель. До 18 лет мать и ребенок – одно целое. Я считаю, что родители должны иметь такую же полную льготу, как и ребенок».

На сайте change.org собрано более тысячи подписей под петицией за корректировку закона. Граждане просят разрешить водителям не снимать опознавательные знаки, если они могут подтвердить свое право документально, и отменить штрафные санкции. Петиция будет направлена президенту Владимиру Путину, премьер-министру Дмитрию Медведеву, уполномоченному по правам ребенка в Санкт-Петербурге Светлане Агапитовой, в Госавтоинспекцию и Госдуму.

Юрист Санкт-Петербургской ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов ГАООРДИ Ольга Безбородова советует автовладельцам обжаловать действия сотрудников ДПС, превышающих должностные полномочия, в прокуратуре и суде, требовать компенсации морального ущерба. Также водители могут добиться проверки действий инспекторов в самом отделении ГАИ: «Здесь нужно встречно обвинять сотрудников в том, что они злоупотребляют полномочиями. Вместо того, чтобы пресекать действия тех, кто действительно виновен, они это делают в адрес тех людей, которые лишены возможности сопротивляться».

Сами авторы закона «не видят проблемы» в истории Назаровой и не поддерживают идею корректировки КоАП. Родителям детей-инвалидов они советуют приобрести знак «Инвалид», который не нужно приклеивать. «Сделайте табличку таким образом, чтобы она легким движением руки появлялась и убиралась в тот момент, когда в машине нет инвалида, – советует один из разработчиков закона «эсер» Олег Нилов. – Пока я не вижу ничего, что требует вмешательства. Есть нежелание граждан ставить и убирать табличку». С ним солидарен и единоросс Владимир Крупенников, сам являющийся инвалидом-колясочником. «В чем проблема? Я сам инвалид, у меня жена ездит на моей машине. Когда я в автомобиле, есть знак, меня нет – нет знака», – парирует парламентарий.

Крупенников выступает с инициативой введения «именных инвалидных знаков» с фотографией и биографическими данными, объясняя свою идею так: «Если инвалид едет в машине, он этот знак устанавливает на лобовое стекло. И тогда вопрос будет снят».

Единоросс Вячеслав Лысаков, являющийся автором поправки, в беседе с «Новой» предположил, что история Назаровой – «местные перегибы правоприменения». Он уверен, что мать ребенка-инвалида не должны были штрафовать, а ГАИ нужно провести разъяснительную беседу со своими сотрудниками.

В середине ноября Лысаков направил Медведеву и в МВД России письмо о необходимости обеспечения прав инвалидов в процессе дорожного движения, чтобы исключить случаи незаконного использования знака «Инвалид» на автомобилях после вступления закона в силу. В ответ МВД подготовило поправку в ПДД, согласно которой водители-инвалиды или те, кто их перевозит, должны будут обязательно иметь при себе удостоверение об инвалидности и предъявлять его сотруднику ДПС. Проект постановления правительства согласован с Минтрансом и Минздравом РФ, в настоящее время он находится на рассмотрении в Минюсте.

Яндекс.Метрика