Меню Закрыть

Нормативное правовое регулирование (Общие положения)

1) Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.

Провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина — обязанностью государства, Конституция Российской Федерации устанавливает, что Россия является демократическим правовым и социальным государством, в котором права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием, а политика которого — исходя из ответственности перед нынешним и будущими поколениями, стремления обеспечить их благополучие и процветание — направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (Преамбула, статьи 1, 2, 6, 7, 17, 18, 19, 21, 27, 45 Конституции).

2) Конвенция о правах инвалидов, принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г.

Ратифицированная Российской Федерацией и являющаяся составной частью ее правовой системы в силу статьи 15 Конституции Российской Федерации Конвенция о правах инвалидов признает за инвалидами право на достаточный жизненный уровень и социальную защиту, а также возлагает на государство обязанность по обеспечению таким лицам возможности полноценного осуществления всех прав человека и основных свобод наравне с другими. Государства-участники принимают, в том числе при поддержке со стороны других инвалидов, эффективные и надлежащие меры к тому, чтобы наделить инвалидов возможностью для достижения и сохранения максимальной независимости, полных физических, умственных, социальных и профессиональных способностей и полного включения и вовлечения во все аспекты жизни (статьи 2, 5, 9, 19 Конвенции).

3) Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 июля 2014 года N 20-П

 В силу положений Конституции Российской Федерации и международно-правовых актов при осуществлении правового регулирования общественных отношений с участием инвалидов, включая детей-инвалидов, необходимо учитывать их интересы и потребности как лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите, что предполагает создание специальных правовых механизмов, имеющих целью предоставление инвалидам дополнительных преимуществ и гарантирующих им право на равные с другими гражданами возможности при реализации конституционных прав.

4) Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Реализуя свои полномочия в сфере социальной защиты инвалидов, федеральный законодатель установил систему мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Такого рода гарантированные государством меры предусмотрены в частности Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

а) статья 3.1 «Недопустимость дискриминации по признаку инвалидности»;

б) статья 15 «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур»;

в) статья 15.1 «Государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг»;

г) статья 16 «Ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур»;

д) статья 33 «Право инвалидов на создание общественных объединений»

_______________________________________________________________________________

Комментарий: указанные положения носят императивный характер. В свою очередь часть 1 статьи 15 в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяется с 01.07.2016 только к новым или реконструированным, модернизированным объектам (Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ).

Комментарий: закрепляющие названные обязанности положения ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ носят общий характер, конкретизация данных положений, в частности в законодательстве о градостроительной деятельности, техническом регулировании, определяет деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных организаций в указанной сфере.

Одним из средств конкретизации указанных положений закона является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений – объектов социального и иного назначения, которое вытекает из положений Градостроительного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

_____________________________________________________________________________

5) Градостроительный кодекс Российской Федерации (статьи 2, 48, 51) и Федеральный закон от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (статьи 3, 8, 12, 15, 30).

6) Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 г. № 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда».

Этапы и сроки реализации Программы 2011 — 2025 годы, в том числе
I этап — 2011 — 2012 годы;
II этап — 2013 — 2015 годы;
III этап — 2016 — 2018 годы;
IV этап — 2019 — 2020 годы;
V этап — 2021 — 2025 годы

7) Постановление Правительства РФ от 17.06.2015 г. № 599 «О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности».

8) Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 г. № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

9) Свод правил СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утв. Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605.

______________________________________________________________________

Комментарий: конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов указаны в Своде правил СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утв. Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605.

Комментарий: в соответствии с Приказом Минстроя России от 14 ноября 2016 г. № 798/пр с 15.05.2017 г. настоящий Свод правил признан подлежащим применению в части пунктов настоящего Свода правил, включенных в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утв. Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. № 1521, до внесения соответствующих изменений в названный Перечень.

____________________________________________________________

В соответствии с указанным Перечнем, утв. постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. № 1521 применению на обязательной основе подлежатследующие положения Свода правил СП 59.13330.2012:

раздел 1 «Область применения» (пункты 1.1 — 1.6),

раздел 2 «Нормативные ссылки»,

раздел 4 «Требования к земельным участкам» («4.1 Входы и пути движения» пункты 4.1.2 — 4.1.11, абзацы первый — пятый пункта 4.1.12, пункты 4.1.14 — 4.1.16, абзац первый пункта 4.1.17; «4.2 Автостоянки для инвалидов» пункты 4.2.1 — 4.2.4, 4.2.6; «4.3 Благоустройство и места отдыха» пункты 4.3.1, 4.3.3 — 4.3.5, 4.3.7),

раздел 5 «Требования к помещениям и их элементам» («5.1 Входы» пункты 5.1.1 — 5.1.3, абзацы первый — третий и пятый пункта 5.1.4, абзац первый пункта 5.1.5, пункты 5.1.6 — 5.1.8; «5.2 Пути движения в зданиях» пункты 5.2.1 — 5.2.4, 5.2.6 — 5.2.11, 5.2.13, абзацы первый и второй пункта 5.2.14, пункты 5.2.15 — 5.2.17, абзац первый пункта 5.2.19, пункты 5.2.20 — 5.2.32, абзац второй пункта 5.2.33, пункты 5.2.34; «5.3 Санитарно-бытовые помещения» пункты 5.3.1 — 5.3.9; «5.4 Внутреннее оборудование и устройства» пункты 5.4.2, 5.4.3; «5.5 Аудиовизуальные информационные системы» пункты 5.5.1, 5.5.2, абзац первый пункта 5.5.3, пункты 5.5.4 — 5.5.7),

раздел 6 «Специальные требования к местам проживания инвалидов»,

раздел 7 «Специальные требования к местам обслуживания маломобильных групп населения в общественных зданиях»,

раздел 8 «Специальные требования к местам приложения труда»

приложение «Г» (Расчет числа лифтов, необходимых для эвакуации инвалидов из зон безопасности)

______________________________________________________________________

Комментарий: настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципах универсального проекта (дизайна) (п. 1.1 Свода правил СП 59.13330.2012).

Требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках «разумного приспособления» при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов (п. 1.2 Свода правил СП 59.13330.2012).

Разумное приспособление: Внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод (статья 2 Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН 13 декабря 2006 г.).

Универсальный проект (дизайн): Проект (дизайн) предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или специального дизайна. Универсальный проект (дизайн) не исключает ассистивные (специализированные) устройства для конкретных групп инвалидов, где это необходимо (статья 2 Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН 13 декабря 2006 г.).

Проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать:

1) досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений;

2) безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения;

3) своевременное получение МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и обучающем процессе и т.д.;

4) удобство и комфорт среды жизнедеятельности для всех групп населения

(статья 30 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ, п. 1.5 Свода правил СП 59.13330.2012).

_____________________________________________________________________________

10) Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 14.11.2016 г. № 798/пр утвержден Свод правил СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (введен в действие 15.05.2017 г.).

_____________________________________________________________________________

Комментарий: в настоящее время данный Свод правил СП 59.13330.2016 включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (Приказ Росстандарта от 30.03.2015 № 365).

Применение данного документа на обязательной основе законодательством не предусмотрено.

_____________________________________________________________________________