Доступность объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.

(Общие положения)

Нормы Конституции Российской Федерации

1) Преамбула, статьи 1, 2, 7, 17 и 18 Конституции:

Провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина — обязанностью государства, Конституция Российской Федерации устанавливает, что Россия является демократическим правовым и социальным государством, в котором права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием, а политика которого — исходя из ответственности перед нынешним и будущими поколениями, стремления обеспечить их благополучие и процветание — направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2) статья 7 Конституции:

В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных государством.

3) статьи 17 и 18 Конституции:

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

4) статьи 19 и 21 Конституции

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Нормы Конвенции о правах инвалидов

1) Ратифицированная Российской Федерацией и являющаяся составной частью ее правовой системы в силу статьи 15 Конституции Российской Федерации Конвенция о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года) признает за инвалидами право на достаточный жизненный уровень и социальную защиту, а также возлагает на государство обязанность по обеспечению таким лицам возможности полноценного осуществления всех прав человека и основных свобод наравне с другими. Государства-участники принимают, в том числе при поддержке со стороны других инвалидов, эффективные и надлежащие меры к тому, чтобы наделить инвалидов возможностью для достижения и сохранения максимальной независимости, полных физических, умственных, социальных и профессиональных способностей и полного включения и вовлечения во все аспекты жизни.

2) статьи 2 и 5 Конвенции:

Государства-участники запрещают любую дискриминацию по признаку инвалидности и гарантируют инвалидам равную и эффективную правовую защиту от дискриминации на любой почве. Для поощрения равенства и устранения дискриминации государства-участники предпринимают все надлежащие шаги к обеспечению разумного приспособления.

Дискриминация по признаку инвалидности означает любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью или результатом которого является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области. Она включает все формы дискриминации, в том числе отказ в разумном приспособлении.

3) статья 9 Конвенции:

Государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

4) статья 19 Конвенции:

Государства–участники настоящей Конвенции признают равное право всех инвалидов жить в обычных местах проживания, при равных с другими людьми вариантах выбора, и принимают эффективные и надлежащие меры для того, чтобы содействовать полной реализации инвалидами этого права и их полному включению и вовлечению в местное сообщество

Практика Конституционного Суда Российской Федерации

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 июля 2014 года N 20-П:

 В силу приведенных положений Конституции Российской Федерации и международно-правовых актов при осуществлении правового регулирования общественных отношений с участием инвалидов, включая детей-инвалидов, необходимо учитывать их интересы и потребности как лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите, что предполагает создание специальных правовых механизмов, имеющих целью предоставление инвалидам дополнительных преимуществ и гарантирующих им право на равные с другими гражданами возможности при реализации конституционных прав.

Нормы федерального законодательства

Реализуя свои полномочия в сфере социальной защиты инвалидов, федеральный законодатель установил систему мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Такого рода гарантированные государством меры предусмотрены какФедеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», так и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

1) Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

а) статья 15 «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур»:

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);

возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;

сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;

надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;

дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;

допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;

оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

На каждой стоянке (остановке) транспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, а также инвалидами III группы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. На указанных транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак «Инвалид».

Указанные положения нормативных правовых актов носят императивный характер.

В свою очередь часть 1 статьи 15 в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяется с 01.07.2016 только к новым или реконструированным, модернизированным объектам (ФЗ от 01.12.2014 № 419-ФЗ).

2) Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»

Закрепляющие названные обязанности положения ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ носят общий характер, конкретизация данных положений, в частности в законодательстве о градостроительной деятельности, техническом регулировании, определяет деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных организаций в указанной сфере.

Одним из средств конкретизации указанных положений закона является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений – объектов социального и иного назначения, которое вытекает из положений Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24, 48) и Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (статьи 3, 8, 12, 15, 30).

3) Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов указаны в Своде правил «СП 59.13330.2012. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утв. Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605

В соответствии с Приказом Минстроя России от 14 ноября 2016 г. № 798/пр с 15.05.2017 г. настоящий Свод правил признан подлежащим применению в части пунктов настоящего Свода правил, включенных в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утв. постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. № 1521, до внесения соответствующих изменений в названный Перечень.

В соответствии с указанным Перечнем, утв. постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. № 1521 применению на обязательной основе подлежат:

раздел 1 «Область применения» (пункты 1.1 — 1.6),

раздел 2 «Нормативные ссылки»,

раздел 4 «Требования к земельным участкам» («4.1 Входы и пути движения» пункты 4.1.2 — 4.1.11, абзацы первый — пятый пункта 4.1.12, пункты 4.1.14 — 4.1.16, абзац первый пункта 4.1.17; «4.2 Автостоянки для инвалидов» пункты 4.2.1 — 4.2.4, 4.2.6; «4.3 Благоустройство и места отдыха» пункты 4.3.1, 4.3.3 — 4.3.5, 4.3.7),

раздел 5 «Требования к помещениям и их элементам» («5.1 Входы» пункты 5.1.1 — 5.1.3, абзацы первый — третий и пятый пункта 5.1.4, абзац первый пункта 5.1.5, пункты 5.1.6 — 5.1.8; «5.2 Пути движения в зданиях» пункты 5.2.1 — 5.2.4, 5.2.6 — 5.2.11, 5.2.13, абзацы первый и второй пункта 5.2.14, пункты 5.2.15 — 5.2.17, абзац первый пункта 5.2.19, пункты 5.2.20 — 5.2.32, абзац второй пункта 5.2.33, пункты 5.2.34; «5.3 Санитарно-бытовые помещения» пункты 5.3.1 — 5.3.9; «5.4 Внутреннее оборудование и устройства» пункты 5.4.2, 5.4.3; «5.5 Аудиовизуальные информационные системы» пункты 5.5.1, 5.5.2, абзац первый пункта 5.5.3, пункты 5.5.4 — 5.5.7),

раздел 6 «Специальные требования к местам проживания инвалидов»,

раздел 7 «Специальные требования к местам обслуживания маломобильных групп населения в общественных зданиях»,

раздел 8 «Специальные требования к местам приложения труда»

приложение «Г» (Расчет числа лифтов, необходимых для эвакуации инвалидов из зон безопасности).

4) Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 14.11.2016 г. № 798/пр был утвержден новый Свод правил СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (введен в действие 15.05.2017 г.).

Однако в настоящее время данный Свод правил СП 59.13330.2016 включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (Приказ Росстандарта от 30.03.2015 № 365).

Применение данного документа на обязательной основе законодательством не предусмотрено.

Нормы регионального законодательства

1) Закон Нижегородской области от 05.03.2009 N 21-З «О безбарьерной среде для маломобильных граждан на территории Нижегородской области»

а) статья 5 «Оснащение объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур специальными приспособлениями и оборудованием»:

1. К объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа маломобильных граждан, относятся:

1) жилые здания (кроме индивидуальных жилых домов);

2) санитарно-гигиенические помещения;

3) административные здания и сооружения;

4) объекты культуры (театры, библиотеки, музеи);

5) места отправления религиозных обрядов;

6) объекты образования, здравоохранения, объекты и учреждения социальной защиты населения, иные объекты социального обслуживания населения;

(подп. 6 в ред. Закона Нижегородской области от 02.12.2015 N 171-З)

7) объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;

8) финансово-банковские учреждения;

9) гостиницы, отели и иные места временного проживания;

10) физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения;

11) места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения;

12) объекты и сооружения автомобильного, железнодорожного, воздушного и водного транспорта, предназначенные для обслуживания пассажиров (автовокзалы и автостанции, железнодорожные вокзалы, аэропорты и т.д.);

13) станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта общего пользования, стоянки для спецавтотранспорта инвалидов;

14) здания и сооружения, предназначенные для пользования средствами связи и информации (почтовые отделения связи, переговорные пункты, интернет-киоски и другие);

15) места трудовой деятельности маломобильных граждан, в том числе на производственных объектах;

16) тротуары и пешеходные дорожки, наземные и подземные переходы через магистральные улицы и дороги;

17) территории и площади, прилегающие к зданиям и сооружениям, указанным в пунктах 315 настоящей части.

2. Транспортные средства общего пользования, индивидуальные транспортные средства, предназначенные для перевозки маломобильных граждан, подлежат оснащению специальными приспособлениями и устройствами для беспрепятственного пользования указанными средствами маломобильными гражданами.

3. Объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, указанные в части 1 настоящей статьи, в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта и благоустройства оснащаются следующими специальными приспособлениями и оборудованием, визуальной и звуковой информацией:

1) специальными указателями около строящихся и ремонтирующихся объектов, в том числе ограждениями, мостиками и перилами;

2) звуковой сигнализацией светофоров, звуковыми маяками на входах в подземные переходы;

3) телефонами-автоматами и иными средствами связи, доступными для маломобильных граждан, в том числе передвигающихся на креслах-колясках;

4) пандусами и поручнями или подъемными устройствами у лестниц при входах в здания и на лифтовых площадках, у тротуаров в местах наземных и подземных переходов магистральных улиц, дорог, магистралей и остановок транспорта общего пользования, на привокзальных площадях, платформах;

5) специальными указателями переходов улиц и маршрутов движения маломобильных граждан, в том числе рельефными направляющими для ориентировки незрячих и слабовидящих в местах общественного пользования населения;

6) местами для маломобильных граждан, передвигающихся на креслах-колясках, в зрительных залах, расположенными в отдельных рядах и выходящими на самостоятельный путь эвакуации;

7) местами хранения кресел-колясок в раздевальных помещениях физкультурно-оздоровительных, спортивных зданий и сооружений.

б) статья 6 «Финансирование мероприятий по созданию условий для беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, информации»:

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом потребностей маломобильных граждан, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан и использования их маломобильными гражданами, обеспечение условий маломобильным гражданам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в областном бюджете и местных бюджетах. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

в) статья 7 «Участие общественных объединений в создании безбарьерной среды для маломобильных граждан на территории Нижегородской области»:

1. Общественные объединения, осуществляющие защиту прав и интересов маломобильных граждан, имеют право на объективную, достоверную и полную информацию о степени доступности объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи для маломобильных граждан.

2. Общественные объединения, осуществляющие защиту прав и интересов маломобильных граждан, в установленном законодательством порядке вправе обращаться в органы исполнительной власти Нижегородской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области с предложениями по повышению степени доступности объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи для маломобильных граждан.

3. Органы исполнительной власти Нижегородской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности привлекают представителей общественных объединений, осуществляющих защиту прав и интересов маломобильных граждан, для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы маломобильных граждан по их беспрепятственному передвижению и обеспечению безбарьерной среды. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.

Версия для слабовидящих

Архивы

Яндекс.Метрика

Выбор языка


by Transposh - translation plugin for wordpress